История коневодства

Азия как древнейший центр коневодства. 

История развития коневодства в Азии имеет свои особенности, обусловленные комплексом причин, оказавших влияние на его становление и развитие. Долгое время считали, что «колыбелью» лошадей была Средняя Азия, что именно здесь зародились первичные очаги одомашнивания лошади, откуда домашняя лошадь затем проникла в Европу. Однако позднее научные исследования указывают на существование нескольких крупных очагов одомашнивания лошади. И Средняя Азия является одним из древнейших очагов одомашнивания лошади. Один из очагов это обширная область, прилегающая к рекам Аму - Дарья и Сыр-Дарья. Здесь была приручена и одомашнена стройная и тонконогая форма дикой лошади. Остатки таких лошадей обнаружены в нижних, самых древних слоях раскопок, соответствующих каменному веку. В более поздних отложениях (бронзового века) найдена форма домашней лошади, которая по стройности и тонконогости напоминает более древнюю дикую лошадь нижних слоев, и очевидно происходит от предков древних конских пород Средней и Малой Азии. У народов, впервые одомашнивших лошадь, она долгое время использовалась как мясное и молочное животное или для принесения в жертву богам, что было более характерно для народов Средней Азии, и тех что жили к северу от Тигра и Евфрата.

Домашняя лошадь появилась в Средней Азии раньше, чем в древнейших государствах Малой Азии. У древних народов Малой Азии (например хеттов) лошадь называлась «ослом с востока», или «животным с востока», это говорит о том, что первоначально домашняя лошадь поступила к ним из стран, расположенных к востоку, т.е. из Средней Азии. Для народов Малой Азии не характерно использование лошади в качестве мясного животного, а лошадь была освоена этими народами как средство транспорта.

Из среднеазиатского очага одомашнивания лошади вместе с домашними лошадьми экспортировались в смежные страны Малой Азии  также и навыки приручения лошадей и их разведения.

О большой древности коневодства Средней Азии свидетельствует высокое качество выращивавшихся там лошадей, породы которых задолго до нашей эры славились в древних государствах, имевших связь со среднеазиатскими государствами, и служили предметом покупки, обмена и даже объектом военных походов (например парфянские лошади, древнеперсидские и др.). От  этих древних пород произошли современные породы лошадей пустынь: ахалтекинская, иомудская, арабская и др.  В сухих степях Азии получили распространение другие формы диких лошадей – степного типа, в дальнейшем эти лошади послужили материалом для одомашнивания. Нужно отметить, что лошадь, как домашнее животное уже в глубокой древности играла большую роль в жизни народов, населявших степную территорию. Например, в западносибирских степях еще в 3 – 4 тысячелетиях до н.э. у племен, находившихся на средней ступени варварства, существовала древняя скотоводческая культура, характерная приручением лошадей и переходом части населения к кочевому образу жизни. У народов юга Сибири (Минусинский район, Алтай, Забайкалье) и Средней Азии коневодство, как известно имеет древнее происхождение, этому благоприятствовали обильные степные и предгорные пастбища. На территории Минусинского края, в предгорьях Алтая, в степях Казахстана домашнюю лошадь использовали не только в пищу, но и под седлом и в упряжи.

Таким образом у народов населявших степные районы юга Сибири и Средней Азии коневодство возникло самостоятельно и достигло развития в глубокой древности.

Народы проживавшие в Азиатской части имели не только лошадей степного типа, разводимых в условиях сухих степей с резкоконтинентальным климатом, но была приручена и лошадь лесного типа. Лошадь  лесного типа возникла в послеледниковый период параллельно с развитием степных разновидностей лошадей в полосе лесов, эти лошади были более толстокостные и малорослые. Дикие лесные лошади были объектом приручения в северной части Азии – Сибири. Но возникновение типа лесной лошади могло идти и под воздействием деятельности человека. Уже одомашненные человеком лошади переводились из степей в леса и оказавшись в лесной местности приспосабливались к более сырому климату, влажной почве, сочному корму, тем самым изменялись, приобретали толстый костяк, широкие копыта, большую оброслость и прочие свойства. Однако они сохранили некоторые черты сложения, унаследованные от степных лошадей: широколобость, короткомордость, эти свойства обнаруживаются у многих современных пород лошадей лесного типа Азии. Доказательством существования древней домашней лошади лесного типа могут служить найденные остатки в местах стоянок периода ранней бронзы в устье р. Чусовой, возраст которой определяется около 2000 лет до н.э.

Говоря о горных породах лошадей, развитие которых было связано с развитием в предгорных и горных районах кочевого пастушеского хозяйства, нужно отметить что лошадь которую человек привел с собой в горные районы приобрела специфические особенности строения, приспособилась к существованию в своеобразных условиях горного рельефа, на большой высоте над уровнем моря. Эти особенности наиболее усилились, когда лошади стали интенсивно использоваться в качестве верховых и вьючных животных и человек научился отбирать и размножать таких, которые были более работоспособны в горных условиях. Известно несколько районов формирования горных пород лошадей. Из них наибольшее значение имели горные области Средней Азии и область Кавказа и Закавказья. Эти области находятся в непосредственной близости, с одной стороны, к пустыням – родине древних пород, с другой – к степям, на просторах которых издавна разводились лошади степного типа. Например происхождение таких Кавказских пород, как карабахская, кабардинская являются продуктом древней культуры и по возрасту своему возможно, близки к древним породам Средней Азии. 

Коневодство в Западной Европе. 

Как уже говорилось ранее, долгое время считали что одомашненная лошадь пришла в Европу из Средней Азии, но позднее было доказано, что подобное мнение ошибочно и Европа является одним из очагов одомашнивания лошади.

В Европе были найдены тонконогие, короткомордые формы лошади, эти лошади образовались в Восточной Европе еще в среднем плейстоцене и уже в позднем плейстоцене сходные с ними формы встречались в больших количествах на юге Европы. Эти формы являются коренными местными и образовались в условиях степного ландшафта. Поэтому появление в Европе домашней лошади легкокостного и короткомордого типа правильнее объяснить не приводом ее из Азии, а приручением местной тарпанообразной формы, в изобилии водившейся в степях, особенно Восточной Европы.

Также коренной формой для Европы являлась грубокостная, узколобая, длинномордая лошадь, обитавшая в приледниковой лесотундре, поэтому появление в Европе грубокостной домашней лошади также следует связывать не с приводом ее из Монголии, а с приручением местных лошадей, обитавших в более влажных районах лесостепи и может быть в лесах. Таким образом наряду с освоением домашней азиатской лошади в Европе производилось также и самостоятельное «вторичное одомашнивание» местных диких лошадей.

В сухих континентальных степях юго-востока Европы получили распространение  дикие лошади степного типа, одним из представителей которых был южнорусский тарпан. Именно эти формы лошадей послужили материалом для одомашнивания.

Учеными было установлено, что на территории современной Украины и смежных с ней районов к северу и югу существовала весьма древняя культура – трипольская, возникновение которой относят к раннему периоду бронзового века, к началу 4-го тысячелетия до н.э. Одомашнивание  лошади в Триполье началось с раннего этапа так называемого позднего Триполья, датируемого периодом 2400 – 2100 гг. до н.э. Считают что лошадь Триполья происходит от местной европейской дикой формы. Домашняя лошадь была известна народам, населявшим южнорусские степи, еще в третьем тысячелетии до н.э., имевших оживленные связи со Средней Азией. Это обстоятельство свидетельствует о самостоятельном возникновении коневодства в южнорусских степях и существовании здесь в прошлом первичного очага одомашнивания лошади. Характерно, что в последующие периоды (в 1-ом тысячелетии до н.э.) южнорусские степи становятся областью высокоразвитого коневодства. У скифов живших в этих степях в VII – III веках до н.э. коневодство было важнейшей отраслью хозяйства, снабжавшей население верховой лошадью (являвшейся основным средством передвижения и орудием войны), конским мясом, молоком и кожами. Историки сообщают о большой численности лошадей у скифов и высоком уровне коневодческих навыков населения. Скифы использовали лошадей для верховой езды и в колесницах, ими велась конная охота за зайцами, дикими козами и антилопами. Это позволяет делать выводы о ловкости всадников и большой подвижности и резвости скифских лошадей, на которых охотник мог успешно преследовать таких быстрых животных, как заяц, антилопа и др.

О сравнительно высоком уровне развития коневодства у скифов говорят и находки орудий укрощения и коновальства лошадей. О том что лошадь имела большое значение в жизни скифов говорят погребальные обряды в которых захоронение хозяина сопровождалось погребением принадлежавших ему лошадей. Лошадь у скифов служила также жертвенным животным и приносилась в жертву воинственному божеству Аресу.

Скифская конница отличалась большой подвижностью и боеспособностью. Скифы – это легко вооруженные лучники на маленьких степных конях

Говоря о истории развития коневодства в Европе следует сказать что возникновение и развитие коневодства в древнейших очагах культуры, например, в южнорусских степях шло независимо, также как и в Азиатской части, например на юге Сибири, в  Средней Азии, Закавказье.

Лошади лесного ландшафта обитавшие в Европейской части имели такие черты сложения как узколобость, длинномордость, толстый костяк. Эти черты сложения имеют древние европейские домашние лошади (это отражают средневековые изображения). Также как и в азиатской части степные лошади оказавшиеся в лесной местности, приспособились к сырому климату сочному корму, в результате сложение лошади изменялось. Они приобретали толстый костяк, широкие копыта. Но тем не менее многие современные породы лошадей лесного типа Европы сохранили некоторые черты сложения степной лошади: широколобость, короткомордость. Существующие дикие лесные лошади в Испании, Польше, Литве, Германии, Скандинавии, в северо-восточной части Европы, Альпах служили объектом приручения.

О том, что в прошлом дикие лошади обитали в средней и северной полосе Европы, покрытой лесами, говорит также факт образования в Европе своеобразной формы домашней лошади грубокостного типа, которая не встречается в степных районах и, несомненно, является формой лесного происхождения.

Образование горных пород лошадей происходило также в районах Карпат, Пиренеев, Скандинавских гор.

Как известно между современными крупными тяжеловозными лошадьми и крупными толстокостными лошадьми верхнего плейстоцена отсутствуют прямые генетические связи. Существование крупных форм лошадей было связано с влажным климатом лесотундры. С наступлением потепления в послеледниковый период эти крупные лошади в Европе постепенно заменялись более мелкими формами, сохранившими все тот же толстый костяк и длинномордость. К историческому периоду в Европе уже не имелось крупных лошадей (неолит). Лошади Западной Европы описываются как некрупные и подвижные.

Укрупнение лошадей Западной Европы началось в период средневековья, с образованием нового типа тяжело вооруженной конницы. Для тяжело вооруженного всадника (весившего до 200 кг) требовалась более рослая и сильная лошадь. Дальнейшее укрупнение западноевропейской лошади, в результате которого образовались тяжеловозные породы, произошло в еще более близкий к нашему времени период – в последние 300-350 лет, в связи с развитием капитализма и интенсификацией земледелия и транспорта. Эти породы выведены в условиях обильного кормления, с использованием большого количества концентрированных, грубых и сочных кормов. 

Северная Америка – родина лошадей. Появление лошади в Южной Америке, Африке, Австралии. 

Предками лошадей были кондиляртры, жившие 75 млн. лет назад, от которых и произошли все копытные.

На территории США 60 млн. лет назад жил в тропических лесах маленький зверек, ростом примерно 30 см на ногах он имел по 4 пальца. А на задних по 3 это был эогиппус. Именно Северную Америку ученые и считают родиной лошадей. Парадокс, но в Америке в каменном веке лошадей не стало. На этот счет есть два мнения: это связано или со сплошным оледенением материка или с уничтожением лошадей людьми каменного века. В Америке лошадей не было много тысячелетий, а те мустанги о которых мы знаем лишь одичавшие лошади завезенные европейцами.

Эогиппус постепенно расселялся по всей Америке и Евразии, перейдя по перешейку. Около 40 млн. лет назад он вымер. Его место занял мезогиппус, он был полностью трехпалый, что подтверждает смену субстрата, мягкие тропические леса сменяют степи. Затем появился однопалый плиогиппус, который также произошел в Северной Америке и являлся  связующим звеном между эогиппусом и настоящим тарпаном. Плиогиппус являлся предком: - в Европе и Западной Азии от него произошла современная лошадь, -в Африке – ослы и верблюды, на Ближнем Востоке – куланы. Плиогиппус вымер приблизительно 10 тыс.лет назад и в Америке не видели лошадей вплоть до XVI века, когда они «вернулись» на свою родину вместе с испанскими завоевателями.

В эпоху ледниковых периодов тарпан по существовавшим в те времена перешейкам между материками мигрировал в Европу, Азию, Африку. Впоследствии, примерно 10 тыс. лет назад, с окончанием оледенения эти перешейки ( на их месте сейчас проливы: Гибралтарский и Берингов) исчезли, и это означало. Что вымершие на одном из материков животные уже не могли вновь заселить его – по крайней мере без помощи человека.

В Африку одомашненные кони проникли во 2-ом тысячелетии до н.э. из Европы и Малой Азии. В Северной Африке было большое влияние арабской породы. В Южную Африку коней завезли колонисты в середине XVII века.

В 1493 году испанцы завезли первых лошадей в Америку. Впоследствии лошадей постоянно везли в Америку из Европы, поэтому здесь разводят такие породы как арабская, хакне, чистокровная верховая и выведен ряд новых пород: квотерхост, американский рысак, иноходец, морган и др. Есть свои местные породы лошадей в Канаде

В Мексике и Южной Америке основой местных пород (мексиканской, креольской и др.) стали лошади испанской породы.

В Австралию первых лошадей завезли в XVIII веке из Южной Африки, куда в свою очередь, они были завезены из Европы.

В Китае одомашненная лошадь известна со второй половины третьего тысячелетия до н.э. Сначала это были лошади степного типа, но со второго тысячелетия до н.э. китайцы стали ввозить аргомаков из Средней Азии. Местные породы складывались под большим влиянием лошадей из Манчжурии.  Итак, вопреки утверждениям современных китайских историков, эта страна не являлась родоначальником коневодства в мире, более того, в Китае не выведено ни одной ценной породы. 

Истоки и традиции коневодства в России.  

История Российского коневодства имеет свои особенности. Основной очаг одомашнивания лошади находился на просторах современных Сибири и юга европейской части России. По своим климатическим и географическим условиям отдельные регионы столь огромного пространства отличались между собой довольно значительно, благодаря чему создавались условия для внутривидовой дифференциации домашней лошади тех времен. Все это привело к образованию разнообразных пород, что обогащало практику разведения лошадей, способствовало умелому ведению коневодства.

Первыми совершенствовали лошадей народы Древнего Востока, населявшие территорию к северу от стран Двуречья. В VII – VIв. до нашей эры лучшие в мире несейские лошади Персидского царства. Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю, особенно Бактрия, простиравшаяся до южных районов современных Узбекистана и Таджикистана.

В конце первого тысячелетия до н.э. славу несейских лошадей унаследовали кони Парфянского  царства, образовавшегося на месте Бактрии (юг современных Туркмении и Узбекистана, а также север Ирана и Афганистана). Сила и выносливость лошадей были основой боевой мощи парфянской конницы.

Развитым коневодством обладали и древние народы Закавказья. На территории Армянского нагорья лошадей использовали для езды верхом и перевозки вьюков еще в третьем тысячелетии до н.э., а в середине второго тысячелетия их запрягали в боевые колесницы. Коневодство  в лесной полосе Восточной Европы отличалось от степного, в первом тысячелетии до н.э. лошадей здесь использовали в основном на мясо. В первых веках н.э. лошадей здесь стали применять в военных целях как транспортных, а с развитием землепашества и как рабочих.

Таким образом в степях Западной и Восточной Европы лошади отличались выносливостью и могли совершать длительные переходы, так шло становление степных пород лошадей. В южных степях сформировались также степные лошади, но они имели больше верховых достоинств. В северной и северо-западной зоне восточно-европейской части страны сформировались породы лесного типа. Возникшее разнообразие типов домашних лошадей, обусловленное внешними факторами, а также различными методами разведения, кормления и содержания, впоследствии закрепилось наследственно. Это и стало основой  совершенствования пород лошадей.

Начало становления отечественного коневодства относится к концу X столетия. В Древней Руси были лошади разных пород, как местных, так и привезенных с Востока и Запада. К XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития. Самые многочисленные табуны принадлежали князьям. Потребность в лошадях была постоянно высокой из-за войн, которые почти непрерывно вели между собой удельные князья. Русская конница в домонгольский период была немногочисленна, что послужило одной из причин поражения в сражениях с монголо-татарскими завоевателями. Монголо-татарское нашествие XIII века, разорившее и поработившее Русь. Губительно сказалось на коневодстве. Особенно пострадали южнорусские княжества, а это не могло не отразиться и на коневодстве Средней и Северной Руси, куда улучшенные лошади попадали главным образом из Киевского и других южных княжеств. В это же время прекратилось поступление восточных лошадей. Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья предпочитали ездить шагом на тихоходных, массивных лошадях, которых получали путем отбора при обильном кормлении.

Прошло много времени, пока русское коневодство оправилось от разорения. Нескоро менялись и представления о полезных качествах лошади. Первыми, кто оценил преимущества легких лошадей для военных целей был князь московский Д.И. Донской для своей конницы он использовал степных лошадей. Таким образом татарские лошади, но облагороженные прилитием восточной крови, способствовали улучшению русской породы. 

Коневодство в Московской Руси. 

На Руси существовали две породы верховых лошадей: русская улучшенная (главным образом в центральных и западных областях) и татарская (на окраинах татарских земель). Определенную роль в создании разнообразных русских пород сыграли поступившие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки. Для обеспечения великокняжеских конюшен огромным количеством первоклассных лошадей, недостаточно было покупок от татар, нужны были собственные конные заводы, которые и были учреждены.

Первые конные заводы. 

Один из первых отечественных конных заводов был основан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве. Задачей конных заводов было лишь разведение пользовательных лошадей высокого качества для нужд их владельцев. Целью разведения было получение улучшенных русских лошадей крупного роста («боярские лошади»).

В Московском княжестве вплоть до Петра Первого ценился медленный шаг лошади. Иначе было на окраинных землях и в степи. Здесь татары и казаки высоко ценили резвых лошадей. На южных рубежах, на Украине спросом пользовались верховые кони, а в северных землях, где в длинные зимы ездили на санях, была потребность в резвой упряжной лошади. В соответствии с требованиями практической жизни еще в отдаленные времена была заложена основа создания на юге донской и украинской верховых пород, а в казанском царстве – казанок, выносливых и резвых лошадей. В начале XVII веке насчитывалось 13 конюшен, а затем 16. огромное поголовье лошадей содержали народы, населявшие окраины России: Украину, Дон, Кубань, восток – это Урал и Сибирь.

Войны, которые вела Россия при Петре I, требовали конских пополнений. Также строительство столицы Санкт - Петербурга, Кронштадской крепости – требовали больше лошадиной силы. Вследствие этого конные  заводы пришли в упадок. Постепенно исчезла порода русских (боярских) лошадей.

XVIII веке начали принимать меры по восстановлению конных заводов. Например, был основан завод в селе Бобровском на р. Битюг в Воронежской области. Здесь была выведена русская утяжеленная рабочая порода – битюгская.

После смерти Петра Первого были придворные конные заводы. Их задачей оставалось обеспечение императорского двора пользовательными лошадьми.

В 1739 году было основано десять новых конных заводов: Бронницкий, Хорошевский, Павшинский, Гавриловский, Даниловский, Сидоровский (Костромской уезд), Всегоднический (Владимирская губерния), Скипинский (Рязанская губерния), Богородицкий (Тульская губерния), Шелковский (до нашего времени не сохранился).

Придворные конные заводы не обеспечивали лошадьми русскую армию, конские наборы с населением продолжались. Поэтому была начата организация государственных военно-ремонтных заводов. В середине XVIII века в России началась быстрое развитие частного коннозаводства. Этому способствовал указ об отмене принудительных конских наборов. Однако конезаводчики предпочитали верховым чистокровным породам, более крупных и недостаточно работоспособных.

Оценивая итоги русского коннозаводства второй половины XVIII века, необходимо признать, что, несмотря на бурный рост численности конных заводов, задача улучшения коневодства в стране осталась невыполненной.

В создании первых отечественных заводских пород нужно отметить деятельность Орлова - Чесменского. Сначала свою работу по созданию орловской породы он вел в Подмосковье, но позже завод был переведен в Воронежскую губернию (1776 г.). Причиной этому послужил более суровый климат Подмосковья. В Хреновом заводе орловские рысаки были выведены на основе арабского жеребца и датской кобылы. Продолжателем Орлова был Шишкин. К 1850 году во всех российских губерниях возникло множество частных рысистых заводов (в том числе Локотской конный завод), их число приближалось к ста.

В результате столь бурное развитие коневодства обеспечило дальнейшее процветание рысистой породы. 

Первые отечественные ипподромы. 

1834 год – год основания Центрального Московского ипподрома. В 1838 году бега проходили уже в 24 городах. Постепенно совершенствовались и условия испытаний.

Рысаков разводили не специально для спорта, а как высококлассных экипажных лошадей, поэтому и испытывали их в русской дуговой упряжи, зимой в санках, а летом в беговых дорожках. Устраивали и состязания троек. Большое значение придавали не только правильности, но и красоте хода. В 1836 году была издана первая русская племенная книга.

Тяжелые войны, которые Россия вела в начале XIX века, особенно Отечественная война 1812 года, потребовали много лошадей. Начали иссякать казавшиеся неисчерпаемыми ресурсы степных украинских лошадей. Возникла проблема восстановления военных конных заводов. В это же время возникла необходимость улучшения массового коневодства, основой которого все еще оставалась беспородная слабосильная крестьянская  лошадь.

Создавались земские случные конюшни: Саратовская, Тамбовская, Воронежская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская, Полтавская, Могилевская и Вологодская – в 1843 году. В 1844 – 49 гг.: Пермская, Вятская (Кировская), Сибирская, Орловская, Тульская, Черниговская, Курская, Рязанская, Подольская. Пензенская, Оренбургская, Виленская, Ярославская, Бессарабская.

В 1860 – 70 гг. уже не придавалось значение нарядности экстерьера кавалерийской лошади, а внимание обращали на силу и выносливость. Самыми выносливыми считали степных лошадей. Открыты три конюшни: Оренбургская, Кустанайская, Тургайская. В 1890 году открыта первая в Сибири заводская конюшня – Томская. Развивался и конный спорт, который имел военно-прикладное значение. 

Конюшни, действующие в наши дни. 

Говоря о преобладании мелких и слабосильных лошадей среди крестьянского конепоголовья, нужно сказать и о достижениях и огромных ресурсах отечественного коневодства в годы предшествовавшие первой мировой войне.

В России действовала система государственного конезаводства, включавшего шесть конных заводов (Хреновский, Деркульский, Новоалександровский, Лимаревский, Стрелецкий, Яновский) и Лавровский завод рысистых  лошадей (Тамбовская губерния) 1888 г. открыт Дубровский завод, где была сохранена орлово-ростопчинская порода, выращивались рысаки и ардены. Все названные конные заводы сохранились и до наших дней. Наряду с чистокровными и полукровными верховыми лошадьми, орловскими и орлово - американскими рысаками разводили отечественные породы – донская, кабардинская.

Тяжеловозов импортировали в Россию во второй половине XIX века. Бельгийских брабансонов и английских клейдесдалей в районы  Владимирской, Ивановской областей. На базе этих пород были выведены советская и владимирская породы тяжеловозов. В Западной Сибири разводили утяжеленных лошадей рабочепользовательного направления – кузнецких.

Разведение древних восточных пород: в Средней Азии – ахалтекинская, иомудская, карабанская. На Кавказе – карабахская. Местные породы: лесные – вятская, тавдинская, печорская. Мезенская – север и восток европейской части России, эстонская и жмудская на западе, приобская, нарымская, якутская – Сибирь. Степные: башкирская, минусинская. Горные: киргизская, алтайская. Кавказ – азербайджанская, мергельская. С этим обилием конских ресурсов и одновременно с нищетой безлошадного крестьянства Россия вступила в 1914 год в империалистическую войну.

С помощью лошади в России выполнялись все полевые работы, лошадь использовалась в промышленности, лесозаготовках и других отраслях народного хозяйства. Была незаменима при обороне страны. Первая мировая война нанесла огромный ущерб коневодству, а вскоре развернувшаяся и гражданская война. Многие конные заводы были разграблены, таким образом отечественное коневодство сильно пострадало. После семи военных лет первые советские конные заводы  создавали на территории России в Тамбовской области Новотомниковский и Лавровский заводы, Рязанская область Старожиловский завод, Орловская – Злогинский, Тульская – Прилепский. Восстанавливались: Хреновский – Воронежская область, Починковский – Горьковская. Все эти заводы за исключением Чесменского (который чистокровного направления) разводили рысаков. На Украине и Северном Кавказе разводили верховых – Терский, Деркульский, Стрелецкий, Новоалександровский – Украина. Организованный Иссык - Кульский конный завод разводил донских лошадей. В Полтавской области восстановили Дубровский завод с рысистым направлением. Результатом все этой работы по воссозданию коневодства было: организация Всесоюзной сельскохозяйственной выставки на которой было представлено 27 пород лошадей.

20-е годы XX столетия характеризуются становлением российского коневодства, после же 20-х годов, как и в других странах мира, под влиянием научно-технического прогресса и прежде всего механизации сельского хозяйства начался космический спад – сокращение численности лошадей. Вытеснение лошадей из сферы сельскохозяйственного производства стало возможным с появлением автомобилей, тракторов, комбайнов. Это вызвало тревогу, стали создаваться коневодческие совхозы. В 1930 году был образован первый всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства. Создавались военно-ремонтные конезаводы, например, им. Буденного (донские лошади), им. Фрунзе (черноморские). Задачей конного спорта была лишь подготовка всадника и коня к обороне, то есть выполнения требований (преодолеть метровый барьер, препятствия необходимые в боевой обстановке). С 1935 г. организовались государственные племенные рассадники коневодства: Кировоградский, в Ростовской области – Сальский, Курский, Горьковский и Мордовский разводили тяжеловозов. К 40-вым годам с учетом лошадей Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик – насчитывалось 21 млн. голов.

В начавшейся Великой Отечественной войне потери лошадей были огромны. С Украины и Северного Кавказа, где были конные заводы верхового направления, не успевшие эвакуироваться, немцы вывезли ценное племенное поголовье в Германию. По окончанию войны вернувшиеся из эвакуации конные заводы с большими трудностями налаживали свою деятельность. После войны с 1945 – 1953 год шло активное восстановление коневодства. В результате план развития коневодства был перевыполнен. В стране насчитывалось 160 крупных конных заводов. 147 заводских конюшен, 63 госплемрассадника,  более 5 тысяч племенных конеферм, примерно 100 ипподромов. После войны велись работы по выведению новых отечественных пород лошадей. Первой отечественной породой стал русский рысак. Была создана владимирская тяжелоупряжная порода, буденовская, терская (Ставропольский край), торийцы – упряжные лошади выведены в Торийском конном заводе, кустанайская порода (Казахстан), латвийская упряжная. В 1952 году утверждены породы: русский и советский тяжеловозы. Русский тяжеловоз Новоалександровский завод (Ворошиловградской области), Кудринский (Пермской), Красноармейский (Свердловской). Советский тяжеловоз выведен в Починковском и Мордовском конных заводах.

Все большее оснащение сельского хозяйства в 50-х годах механическими двигателями с каждым годом уменьшало участие лошадей в различных работах. Поэтому возникла возможность использования лошадей в качестве продуктивных животных. Происходило развитие конного спорта, в нем отпала необходимость в военизированных состязаниях, они стали носить чисто спортивный характер. Именно в это время появилось молочное и мясное коневодство и кумысоделие.  Лошадь стала давать кожу, волос, их использовали в качестве донора в биологической и медицинской промышленности (получают лечебную сыворотку, применяемую для борьбы со столбняком, дифтеритом). Мясное коневодство развивалось в Казахстане, Киргизии, Бурятии, Якутии. Производство кумыса велось в Киргизии и Башкирии.

Из выше сказанного видно, что численность лошадей в России на протяжении XX столетия менялась в точном соответствии с происходящими общественными и социально-экономическими процессами. В границах нынешней России в начале века насчитывалось 20,2 млн. лошадей.

В период гражданской войны поголовье лошадей было частично истреблено и сократилось до 12,6 млн. голов в 1922 году. Оживление экономической жизни в период НЭПа послужило причиной восстановления поголовья и к 1929 году составило 18,1 млн. Процессы связанные с раскулачиванием крестьянства привели в 1935 году к сокращению голов до 8 млн. В предвоенную пятилетку было вновь частичное восстановление численности лошадей,  1941 году – 11,3 млн. лошадей. В Великую Отечественную войну численность достигла в 1946 году – 5,2 млн. В послевоенные годы меры принятые по развитию коневодства обеспечили к 1954 году увеличение числа лошадей до 8,1 млн. Затем поголовье неуклонно сокращалось. В 1965 году насчитывалось – 4 млн. лошадей, в 1975 – 3,1 млн., а в 1980 осталось всего 2,5 млн. В 1981 году численность стабилизировалась – 2,6 млн. голов.

{jcomments on} 

Полезно знать....

Оценка бизнеса
КЗ "Локотской" осуществляется
компанией "РЕАЛ-А.К."

Оценка недвижимости
завода выполнена компанией
ПРО-Оценка.

Продажа лошадей недорого по ценам конного завода.

Тут вы можете недорого купить лошадь по приемлемым ценам

Вниманию покупателей


Предлагаем для аренды и реализации молодняк 2016 г...
05 Дек 2016 08:15

ЗАО "Конный завод "Локотской" предлагает к реализации и для аренды молодняк [ ... ]

Вышел новый каталог 2016 года
11 Июль 2016 21:47Вышел новый каталог 2016 года


Скачивать каталог можно

Видеоматериалы

Полный обзор тут